В каждом электромобиле редкоземов — полкило, а в F-35 — за 400 кг!

Ограничения Китая на экспорт ключевых полезных ископаемых вынуждают другие страны принимать меры по снижению зависимости от китайских редкоземельных элементов, которые имеют ключевое значение для развития высоких технологий.

Как подчеркивается в очередном докладе консалтинговой фирмы AlixPartners, без редкоземельных элементов не получится сделать ни истребитель F-35, ни даже современный электромобиль.

При этом доминирование Китая на рынке редкоземельных металлов по-прежнему остается подавляющим.

Не пропустите: Положения о регулировании в сфере редкоземов приняты в КНР

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), КНР контролирует около 61% мирового производства и 92% перерабатывающих мощностей редкоземов.

В частности Китай контролирует более 90% мировых поставок очищенных четырех редких магнитных элементов — неодима (Nd), празеодима (Pr), диспрозия (Dy) и тербия (Tb), которые используются в производстве постоянных магнитов для двигателей электромобилей.

А по данным Геологической службы США, в 2024 году Китай контролировал не менее 69% добычи редкоземельных элементов и почти половину их мировых запасов.

Редкоземельные элементы: откуда их везет Европа?

Альтернативы Китаю нет, но варианты уже ищут

Поскольку Китай планомерно усиливает контроль над мировыми поставками этих ключевых высокотехнологичных минералов, Запад со своей стороны тоже вынужден предпринимает шаги по снижению зависимости от импорта редкоземельных элементов из КНР.

Одной из наиболее перспективных альтернатив пока признана переработка содержащих редкоземы изделий, срок службы которых завершен или подходит к концу.

В сентябре 2024 года Министерство обороны США даже инвестировало $4.2 млн долларов в стартам Rare Earth Salts,  специалисты которого занялись совершенствованием технологии извлечения оксидов из старых люминесцентных ламп.

Кроме того, как отмечают в AlixPartners, в скором будущем ожидается также более совершенная технология переработки электромобилей первого поколения, тоже с целью извлечения определенных материалов, содержащих редкоземы. Сроки и эффективность, впрочем, пока не уточняются.

Зато AlixPartners подсчитали, что один электромобиль с одним электродвигателем и батареей этих самых материалов содержит около 550 граммов. Примерно столько же — 510 граммов — содержится и в старом гибридном автомобиле с литий-ионной батареей. А вот в авто с ДВС их не более 140 граммов.

Контроль за экспортом редкоземельных металлов и критических минералов под строгим контролем

В начале апреля Китай объявил о введении особого контроля за экспортом семи редкоземельных элементов. По данным AlixPartners, в список входят тербий (его в электромобиле — около 9 г) и церий (50 г в одномоторном электромобиле).

Уточняется также, что у гораздо менее распространенных «гибридах», оснащенных никель-металлгидридными батареями, редкоземельных элементов может быть до 4.45 кг — одного только лантана в батареях такого типа содержится до 3.5 килограмма.

Китай запретил экспорт технологий производства резкоземов

Одной лишь переработкой проблему не решить

Процесс извлечения редкоземельных металлов из вторсырья сложен, энерго- и долговременен, а потребности в нем огромны, и не только в автомобильной промышленности.

В на порядки больших объемах редкоземы требуются ВПК.

Для сравнения, всего один истребитель F-35 содержит более 900 фунтов (408 кг!) редкоземельных элементов (данные По вашингтонского Центра стратегических и международных исследований).

А Китай между тем усилил контроль не только не только за редкоземельными металлами, но и за так называемыми «критически важными минералами».

С лета 2023 года в КНР действуют ограничения на экспорт галлия и германия. Оба эти элемента используются при производстве чипов.

А в прошлом году Китай ввел ограничения на экспорт сурьмы, которая являющуюся важным компонентом боевых ракет, ядерного вооружения и свинцово-кислотных аккумуляторов.

Ну и наконец, еще одним, крайне неприятным сюрпризом для западных производителей стало ограничение экспорта вольфрама.

Что будем искать? Например,VPN

Мы в социальных сетях

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с политикой использования файлов cookie и сервиса Яндекс.Метрика.