Китайская индустрия беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) демонстрирует стремительный рост, становясь важной частью нарождающейся «экономики малых высот».
Такой рывок стимулирует технологическое развитие отрасли разработки и производства новых дронов, а также способствует росту спроса на профессиональных пилотов и формированию комплексной системы их подготовки.
Не пропустите: Автомобильную БПЛА-систему сделали BYD и DJI [видео]
Масштабы рынка и государственная поддержка
Индустрия БПЛА официально признана в Китае одной из стратегических отраслей. Термин «экономика малых высот» был дважды включен в доклад о работе правительства, что подчеркивает ее значимость для страны.
Согласно прогнозам Управления гражданской авиации КНР, рыночный объем этого сектора достигнет 1,5 трлн юаней (около $210 млрд) в 2025 году, а к 2035 году может вырасти до 3,5 трлн юаней.
Ожидается, что к 2029 году объем только коммерческого рынка БПЛА в Китае превысит 300 млрд юаней, а основными драйверами станут логистика, геодезия, инспекции и применение дронов в сельском хозяйстве.
Не пропустите: До 1 т груза на 1000 км: в КНР успешно полетел новый дрон TP1000
Рост числа дронов и спрос на пилотов
По состоянию на конец 2024 года в Китае было зарегистрировано 2,177 млн БПЛА и более 247 тыс. лицензированных пилотов.
Рост парка дронов и введение новых правил регулирования полетов, вступивших в силу в январе 2024 года, сформировали высокий спрос на квалифицированных операторов. Эти правила установили обязательное лицензирование для управления малыми, средними и крупными беспилотниками.
В ответ на потребности рынка Министерство людских ресурсов и социального обеспечения КНР в июле 2025 года официально включило специальность «планировщик полетов группы БПЛА» в национальный перечень профессий, что стало еще одним стимулом для развития отрасли.
Развитие системы подготовки кадров
Спрос на обучение пилотированию растет быстрыми темпами. Количество учебных заведений, готовящих пилотов БПЛА, увеличилось с 1343 в конце 2024 года до 3579 к июлю 2025 года.
Вместе с ростом числа школ отрасль сталкивается с задачами по стандартизации качества обучения и выработке единых тарифов.
Отмечается растущая потребность не только в пилотах с базовыми навыками, но и в высококвалифицированных специалистах, способных решать сложные задачи: аэрофотосъемку, защиту растений, инспекции и управление полетами.
В связи с этим обсуждается необходимость создания многоуровневой системы квалификации:
- младшие пилоты — выполнение базовых операций.
- пилоты среднего звена — работа в сложных условиях.
- старшие пилоты — глубокие отраслевые знания и управленческие компетенции.

Не пропустите: Межконтинентальный БПЛА с функцией истребителя представила AVIC [видео]
Роль высшего и профессионального образования
Образовательная система Китая активно адаптируется к запросам индустрии. На сегодняшний день уже 523 профессиональных училища предлагают обучение по специальностям, связанным с применением беспилотников.
Кроме того, 31 университет открыл программы бакалавриата по разработке систем БПЛА.
Во второй половине 2024 года шесть ведущих вузов страны, включая Пекинский авиакосмический университет, запустили новую специальность «Технологии и инженерия на малых высотах», начав набор студентов в текущем году.
Это свидетельствует о формировании комплексного подхода к подготовке инженеров и операторов для будущего «экономики малых высот». via