Немецкий экспорт переживает период долгосрочного спада. За последние десять лет чистый экспорт Германии не смог внести позитивного вклада в динамику ВВП стрны, что является довольно плачевным результатом для экономики, исторически носящей прозвище Exportmaschine («машина экспорта)».
За тот же период доля Германии в мировом экспорте сократилась с менее чем 10% до примерно 7,5%.
Основная причина — растущая конкуренция со стороны Китая. Как видно на примере ряда немецких секторов, от специализированного машиностроения до автомобилестроения и производства медицинских приборов, это проявляется двояко.
Не пропустите: Германия с тормоза снялась, но одних денег уже мало
Немецкая продукция теряет свои позиции на важнейшем сегодня для производителей китайском рынке, а китайские производители, наоборот, увеличивают свою долю на ряде зарубежных рынков (особенно в азиатских экономиках).
Таким образом, доля Китая в мировом экспорте за последнее десятилетие увеличилась примерно с 12% до примерно 16%.
Ещё одним уязвимым местом, если смотреть в будущее, может стать американский рынок, на который приходится около 10% немецкого экспорта.
Если действующее рамочное соглашение вступит в силу, фактическая ставка таможенных пошлин на немецкие товары в США в этом году увеличится с 1% до чуть более 15%.
Хотя пока не видно существенного влияния на немецкую промышленность, это, несомненно, осложнит дальнейшую динамику немецкого экспорта.
Есть ли у Германии шанс компенсировать потери на китайско-американском экспортном фронте?
С одной стороны, как и весь ЕС, она может попытаться расширить своё присутствие на других интересных рынках – от Индии до Южной Америки.
Однако значительный скрытый потенциал кроется в самом Европейском союзе.
По оценкам Международного валютного фонда, на внутреннем европейском товарном рынке по-прежнему сохраняются значительные нетарифные барьеры, осложняющие торговлю, которые соответствуют тарифам примерно в 44%.
К сожалению, их отмена часто встречает сопротивление со стороны отдельных немецких бизнес-ассоциаций, опасающихся усиления конкуренции на внутреннем рынке.
Вторым шансом для крупнейшей экономики Европы может стать выбор совершенно иного пути, нежели экспорт – снижение зависимости от экспорта товаров крупных промышленных предприятий и более активное развитие сферы услуг.
Однако это не будет легко или быстро и потребует серьезных изменений на рынке труда, к которым немецкое общество, похоже, еще не полностью готово… via