Дания, председательствующая в Совете ЕС, намерена до конца года продавить общеевропейский закон о так называемом «контроле чатов».
Официальная цель — борьба с распространением детской порнографии.
На деле же инициатива, предполагающая автоматическое сканирование всех личных переписок и почты онлайн, лишает граждан ЕС фундаментально права на частную жизнь и уничтожает тайну переписки — одно из базовых прав, гарантированных в том числе конституциями стран-членов ЕС.
Не пропустите: GAFAM против Евросоюза: чья конкуренция добросовестнее?
Впрочем, инициатива угрожает не только цифровой приватности европейцев, но и бизнес-моделям крупнейших американских технологических компаний, что уже заметили и «оценили» в США.
Дональд Трамп на днях заявил в своей соцсети Truth Social, что готов противостоять любым странам, «атакующим наши великолепные американские технологические компании».
По его словам, ответом на дискриминацию или ущерб станут новые пошлины или ограничения на экспорт американских чипов.
Логика здесь довольно проста. Компании вроде Meta (владелец WhatsApp) или Signal теряют свое ключевое конкурентное преимущество на европейском рынке — сквозное шифрование, гарантирующее, что сообщение видят только отправитель и получатель.
Если «закон о шпионаже» заставит их встроить в свои системы лазейки для спецслужб, их главный продукт будет обесценен. Таким образом, у Трампа появится формальный повод для введения пошлин.
Ущерб экономическим интересам и свободе ведения бизнеса американских компаний станет очевиден, ведь каждое сообщение, даже зашифрованное, будет потенциально доступно «почтальону» в лице европейских ведомств.
Заигрывая с «контролем чатов», Брюссель рискует разжечь таки полномасштабную торговую войну с США и ухудшить и без того слабые экономические показатели Евросоюза.
Ирония в том, что экономика именно Дании, главного лоббиста «закона о шпионаже», уже ощутила на себе давление Трампа.
Не пропустите: Почем нынче Гренландия?
Недавно он заблокировал проект датской энергетической компании Orsted по строительству ветряных электростанций в США. Акции Orsted, контрольный пакет которой принадлежит датскому правительству, упали почти на 40% с момента вступления Трампа в должность.
Получается, что Копенгаген втягивает весь Евросоюз в конфликт, от которого уже страдает сам.
В итоге европейцы рискуют стать беднее, но зато смогут утешаться тем, что получили уровень надзора, которого не знала даже Австро-Венгерская империя, где тайна переписки была закреплена конституцией еще в 1867 году.