Американская компания Radia анонсировала создание транспортного самолёта WindRunner, который станет крупнейшим в истории авиации.
Проект, представленный на конференции Air, Space & Cyber 2025, изначально разрабатывался для гражданских нужд, но его уникальные возможности привлекли пристальное внимание военных.
Разработкой проекта руководит глава Radia и бывший инженер SpaceX Марк Лундстром.
Не пропустите: Новый «самолёт Судного дня» заказывают USAF
По своим габаритам WindRunner превзойдёт знаменитый Ан-225 «Мрия»:
- Длина: 108,5 м
- Высота: 24 м
- Размах крыльев: около 80 м
Ключевым же преимуществом этого самолёта станет не рекордная грузоподъёмность (около 80 тонн), а беспрецедентный объём грузового отсека — более 6800 м³, что в семь раз превышает показатель американского военно-транспортного самолёта C-5 Galaxy.
Гражданское применение — транспорт для «зелёной энергетики»
Изначально WindRunner создавался для решения главной логистической проблемы возобновляемой энергетики — транспортировки гигантских лопастей ветряных турбин длиной свыше 100 метров.
Доставка таких компонентов по суше сложна, чрезвычайно дорога и требует многочисленных согласований.
WindRunner, как заявляют его конструкторы, сможет доставлять лопасти «напрямую к месту монтажа даже в труднодоступные районы«.
Военный потенциал: новый стандарт стратегических авиаперевозок
Хотя проект начинался как гражданский, им уже заинтересовались военные США и стран НАТО. Главное преимущество WindRunner для военных — возможность быстро перевозить крупногабаритную технику и вооружение в полностью собранном виде.
Это кардинально сокращает время развёртывания и снижает потребность в техническом персонале на месте прибытия.
По предварительным данным, грузовой отсек WindRunner способен вместить:
- до 12 вертолётов Apache;
- до 6 тяжёлых транспортных вертолётов Chinook;
- истребители F-16 и F-35C в полностью собранном виде;
- конвертопланы CV-22;
- стартовые и разгонные блоки ракет, а также и другие компоненты космических систем.
Способность быстро перебрасывать целые вертолётные эскадрильи или доставлять в заданные районы тяжёлую боевую технику без необходимости её последующей сборки даёт значительное тактическое преимущество.
В настоящее время ведутся работы по адаптации WindRunner для выполнения именно военных задач.
Не пропустите: Больше, точнее и дешевле: против дронов США выставили F-15 с APKWS II
Технические характеристики и особенности
Самолёт будет оснащён четырьмя реактивными двигателями, его крейсерская скорость составит 0,6 Маха (ок. 740 км/ч), а дальность полёта — около 2000 км.
Загрузка будет производиться через полностью откидную носовую часть фюзеляжа.
Еще одним важнейшим тактическим преимуществом WindRunner является его способность взлетать и садиться на неподготовленные взлётно-посадочные полосы длиной всего 1800 метров.
Это позволяет доставлять грузы не на крупные, а на небольшие аэродромы, расположенные в непосредственной близости от места назначения, что критически важно для военных операций.
Radia планирует начать серийное производство к концу 2027 года, а ввод в эксплуатацию намечен на 2030 год.
Уже известен и первый заказчик: американская энергокомпания из Невады, которая планирует использовать самолёт для обслуживания ветряной электростанции мощностью 1 ГВт.