Санкции, введенные администрацией президента США Дональда Трампа в отношении российских нефтяных компаний «Роснефть» и «Лукойл», могут иметь катастрофические последствия для бизнеса не только этих компаний в Европе.
Об этом пишет Politico.
Американские санкции также представляют серьезную проблему для ряда стран ЕС, в первую очередь для Венгрии, Словакии и Чешской Республики.
Не пропустите: Нефти — вдвое больше и вместо доллара — золото: говорит Сечин
На долю «Роснефти» и «Лукойла» в совокупности приходится около двух третей общего объема экспорта нефти из России, что составляет в среднем 4.4 миллиона баррелей в день.
Венгрия и Словакия остаются двумя странами ЕС, которые критически зависят от поставок российской нефти по трубопроводам. По данным Politico, на долю этой нефти приходится от 86% до 100% их общего импорта.
Новые санкции, вступающие в силу с 21 ноября, критически усложняют оплату этих поставок.

Банки и другие финансовые компании, которые будут участвовать в транзакциях с «Роснефтью», «Лукойлом» или их дочерними компаниями (в которых российские компании владеют контрольным пакетом), рискуют быть отключенными от долларовой платежной системы. Такое отключение, инициируемое Министерством финансов США, может стать для банков фатальным.
На практике это означает, что венгерская нефтехимическая компания MOL, обеспечивающая импорт российской нефти в Венгрию и Словакию (через свою дочернюю компанию Slovnaft), не сможет проводить платежи российской стороне. Это приведет к прекращению поставок, и обеим странам придется срочно искать альтернативных поставщиков. Теоретически, это могут быть другие российские компании, не попавшие под санкции, например, «Татнефть».
Другой вариант — увеличение импорта по трубопроводу «Адрия», который мог бы обеспечить Венгрию и Словакию нефтью, доставляемой в Хорватию по морю. Однако обе страны давно утверждают, что плата за использование «Адрии» высока, а пропускная способность низкая.
Неназванный представитель словацкого правительства подтвердил Politico, что если санкции Трампа действительно вступят в силу, импорт российской нефти в Словакию прекратится.
Сообщается, что уже Братислава пытается добиться от администрации Трампа некоего послабления. И Венгрия, по заявлению премьер-министра Виктора Орбана, тоже планирует действовать аналогичным образом.
В результате санкций «Лукойлу», как отмечается в публикации, также, вероятно, придется отказаться от права собственности или долевого участия в нефтеперерабатывающих заводах в Нидерландах, Румынии и Болгарии.
Кроме того, компания владеет сотнями автозаправочных станций по всей Европе (например, только в Бельгии их около 200). «Лукойл» также может быть вынужден продать свои доли в зарубежных проектах за пределами Европы, например, в Египте или Ираке.
Весьма туманны также и перспективы бизнеса Rosneft Deutschland. Дочерняя компания «Роснефти», владеющая НПЗ на востоке Германии, с 2022 года находится под управлением немецкого правительства, но полная национализация еще не проведена.
Возможная приостановка поставок нефти в Венгрию и Словакию окажет сильное давление на цены на топливо во всем центральноевропейском регионе, включая Чехию, восточная часть которой снабжается топливом от Slovnaft. Хотя с июня этого года Slovnaft обязана поставлять в Чехию исключительно топливо, произведенное из нефти не российского происхождения, приостановка поставок сырья в Словакию, по крайней мере временно, окажет давление на цены в целом. Словацкое правительство может обязать Slovnaft ограничить экспорт, отдав приоритет внутреннему рынку.
С января по август этого года Чехия импортировала из Словакии нефтепродукты (в том числе дизельное топливо) на сумму 8,6 млрд крон (порядка 511,5 тыс. тонн), что на 18,2% больше, чем годом ранее. Таким образом, на Словакию приходится 17% от общего импорта нефтепродуктов в Чехию. Она является вторым по величине импортером после Германии. Однако импорт из Германии в Чехию также может быть парализован, если санкции Трампа приведут к остановке производства на вышеупомянутых НПЗ Rosneft Deutschland. via