Британский энергетический гигант Shell объявил об окончательной отмене проекта по производству биотоплива в Роттердаме (Нидерланды).
На днях корпорация заявила, что проект утратил экономическую конкурентоспособность после коммерческой и технической экспертизы и не сможет предложить потребителям доступное низкоуглеродное топливо.
По словам Махтельда де Хаана, президента Shell Downstream, Renewables&Energy Solutions, проект перестал быть экономически конкурентоспособным, несмотря на запланированный объём производства.
Не пропустите: Климатические цели корпораций: и поменять можно, и даже забыть
Более того, «в связи с временной приостановкой строительства» Shell в прошлом году пришлось списать порядка 780 миллионов долларов.
Напомним, по планам Shell новый завод должен был ежегодно производить до 820 000 тонн экологически чистого авиационного топлива (SAF) и возобновляемого дизельного топлива из отходного сырья.
Реальность рынка стала другой
По мнению европейских экспертов, решение Shell отражает сложную ситуацию на мировом рынке биотоплива, где в настоящее время наблюдается переизбыток мощностей и недостаточный спрос.
Снижение цен на SAF также было обусловлено изменениями в политике некоторых стран — например, Швеция и Финляндия снизили требуемую долю возобновляемых компонентов в топливе.
Потому и конкуренты Shell, в частности BP, тоже пошли на аналогичные меры, отменив или сократив несколько своих больших проектов по производству биотоплива.
Стратегические приоритеты и последствия
Тем не менее, Shell, согласно заявлениям, продолжит инвестировать в переход к чистой энергетике в Нидерландах.
По информации представителей корпорации, за последние несколько лет в этой стране Shell вложила более 6.5 млрд евро в проекты, включая производство «зелёного» водорода и улавливание и хранение углерода (CCS).
Местные власти в Роттердаме уже назвали отказ корпорации от строительства завода «решением разочаровывающим», подчеркнув, что чрезмерное регулирование отрасли в ЕС и отсутствие государственной поддержки ставят под угрозу развитие ключевой «зелёной» инфраструктуры.
Таким образом, отмена «Роттердамского проекта» Shell подчеркивает противоречие между экологическими амбициями и экономической реальностью.
Для того чтобы SAF имел будущее в энергетическом балансе Европы, вероятно, потребуется еще более сильная регуляторная поддержка, например, посредством обязательных квот.