«Вокруг темы редкоземельных элементов в мировой прессе сейчас столько шумихи, что кажется, будто их добыча — это подвиг, сравнимый с полётом на Луну, и что без них промышленности Запада грозит немедленный упадок»…
Однако, как пишет эксперт Bloomberg Дэвид Фиклинг, это совсем не так.
Более того, по его мнению, для наращивания потенциала в сфере добычи и переработки РЗМ какие-то огромные суммы денег вовсе не требуются, хватит всего лишь последовательных и планомерных действий по развитию соответствующих предприятий.
Не пропустите: Пекин рискует, играя с редкоземами — The Economist
Публикация Фиклинга появилась вскоре после новостей об очередном этапе ужесточении Пекином экспортного контроля редкоземельных элементов.
С 8 ноября, напомним, в список подлежащих контролю элементов будут добавлены ещё пять: гольмий, эрбий, тулий, европий и иттербий.
Ранее Китай уже ввёл экспортный контроль более чем на двадцать элементов и связанных с ними материалов, обязав экспортёров получать спецлицензии в Пекине на продажу этих РЗМ на зарубежных рынках.
По данным Bloomberg, шумиха в СМИ и политический ажиотаж вокруг этого дела «несоразмерен реальному уровню проблемы«.
Эксперт в частности подчеркивает, что различных РЗМ, применяемых, например, в производстве постоянных магнитов, ветровых турбинах и военной технике, Китай в страны Запада поставляет «лишь на сотни миллионов долларов«.
Таким образом, все расходы на закупку этого сырья «крайне» незначительны по сравнению с теми средствами, которые западная промышленность ежедневно инвестирует во многие другие сферы, в том числе в высокие технологии, и в том числе в производство самых современных процессоров, где Запад по-прежнему имеет преимущество перед Китаем.
Проблема «всего лишь» в том, как считает Фиклинг, что до недавнего времени политики и чиновники в Европе и США не уделяли сектору добычи и переработки РЗМ должного внимания.
Не пропустите: Редкоземельные металлы из старой электроники: какие перспективы
Mountain Pass и другие
Но уже начали уделять. Характерный пример – Mountain Pass, рудник в пустыне Мохаве в Калифорнии, который на протяжении десятилетий был крупнейшим в мире производителем редкоземельных элементов.
В 2010 году заявка компании на получение государственного кредита для инвестиций была отклонена, что вынудило её искать более дорогостоящее финансирование.
Вскоре после этого рынок РЗМ начали активно захватывать китайские поставщики, получающие субсидии из госбюджета, что привело к резкому падению цен на большинство редкоземов, и обременённая долгами Mountain Pass обанкротилась.
В течение следующих десяти лет другие инвесторы пытались реорганизовать компанию, но как говорится с переменным успехом.
Тем не менее, в июле этого года крупнейшим акционером MP Materials стало сразу правительство США, которое тут же провело рекапитализацию компании, обосновав этот шаг необходимостью снизить зависимость США от китайских поставок.
Как отмечает Фиклинг, аналогичные меры только на несколько лет раньше приняло и японское правительство, как только из-за политической напряжённости между Токио и Пекином китайские власти ограничили поставки редкоземельных элементов в Японию.
«Теперь всего за несколько сотен миллионов долларов государственных средств и частного капитала в комплексе с инвестициями в таких странах, как Австралия и Малайзия, японцы практически полностью обеспечили потребности своей экономики в редкоземах».
Фиклинг также уточняет, что почти каждый распространенный элемент добывается с применением одному и того же базового комплекса техпроцессов, а инженерная экспертиза обычно направлена на минимизацию затрат и повышение безопасности.
«Китай, возможно, обладает крупнейшими запасами редкоземельных металлов, но его нынешнее положение доминирующего производителя обусловлено исключительно статусом самого дешёвого и стабильного источника долгосрочных поставок. Геополитическая бряцанье оружием последних месяцев, похоже, окончательно подорвала эту репутацию. Если развитые демократии усвоят этот урок, Пекин в будущем может пожалеть об идее поработить весь мир «горой грязи»», — подытожил обозреватель Bloomberg.